-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Mike_Z

 -Интересы

bpm cio crm erp it governance it management it security governance it security management itil itsm project management scm бизнес-процессы директора по ит ит-директора ит-менеджеры ит-менеджмент ит-руководители ит-сервисы ит-управление

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.01.2009
Записей: 11
Комментариев: 13
Написано: 30




Блог ведет Михаил Зырянов, главный редактор журнала "Директор информационной службы" (CIO.RU). Блог посвящен актуальным проблемам ИТ-управления.

В списке 500 новых персон президентского резерва - семь ИТ-руководителей

Вторник, 22 Декабря 2009 г. 14:03 + в цитатник
Рад сообщить, что в список лиц, включенных в резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента Российской Федерации (кроме «первой сотни»), вошли семь ИТ-руководителей:


  • Илларионов Алексей Викторович, Начальник Департамента информатизации и корпоративных процессов управления – директор ОАО «Российские железные дороги» по информационным технологиям ОАО «Российские железные дороги»

  • Меднов Сергей Алексеевич, Член Правления, руководитель блока «Информационные технологии» ОАО «Альфа-Банк»

  • Пирогова Ирина Анатольевна, Директор по информационным технологиям ОАО «Группа «Илим»

  • Фаерштейн Андрей Михайлович, Директор департамента информационных технологий РУСАЛ Глобал Менеджмент Б.В.

  • Феклисов Дмитрий Анатольевич, Начальник управления информационных технологий ОАО «МХК «ЕвроХим»

  • Филиппов Владимир Александрович, Вице-президент по информационным технологиям ОАО «Вымпелком»

  • Мытенков Сергей Сергеевич, Руководитель службы информационных и коммуникационных технологий Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей»



От всей души поздравляю не только их, но и все сообщество ИТ-руководителей с этим событием!
Рубрики:  Статус и карьера CIO
События и комментарии
Сообщество ИТ-руководителей


Понравилось: 9 пользователям

Три большие разницы

Пятница, 13 Ноября 2009 г. 16:13 + в цитатник
Пару лет назад я писал о сходствах в работе ИТ-руководителя и руководителя ИТ-компании (http://www.osp.ru/cio/2007/09/4366153/). Хочу сказать теперь и о различиях.

Главное, на мой взгляд, различие - в мотивации: глава ИТ-компании гораздо более заинтересован в том, чтобы хозяйствовать экономно, снижая операционные издержки, оптимизируя бизнес-процессы ИТ-организации, повышая производительность труда специалистов, заключая выгодные для своей ИТ-организации контракты с партнерами (поставщиками технологий и услуг) и пр. ИТ-руководители нередко более нацелены на освоение бюджетов и их увеличение (по сути, на их "раздувание"), а не на их рачительное использование - уменьшение затрат и/или повышение эффективности ИТ-организации, улучшение качества ее услуг.

Еще одно существенное различие - в отношениях с клиентами. Глава ИТ-компании прекрасно понимает, что клиенты - это его всё, что успех бизнеса в условиях рыночной конкуренции целиком и полностью зависит от грамотно выстроенных отношений с клиентами. ИТ-руководители зачастую слишком мало внимания уделяют укреплению отношений с бизнес-заказчиками (на выяснение их потребностей, поиск путей к их удовлетворению, повышение лояльности, расширение круга бизнес-заказчиков и пр.), а также на оценку их рентабельности или хотя бы оценке затрат на обслуживание отдельных структурных единиц, бизнес-процессов или на реализацию отдельных проектов.

Также сильно отличается степень ответственности за результаты своей деятельности. Глава ИТ-компании будет нести весьма суровую ответственность за свой неуспех, вплоть до уголовной. Я уж не говорю о финансовой и социальной ответственности. ИТ-руководитель в случае неуспеха просто уволится и будет искать другую работу. Я не слышал ни об одном случае, когда кто-нибудь из ИТ-директоров сколько-нибудь серьезную ответственность за бездарно растраченные деньги, или за полученные взятки ("откаты"), или за другие неприглядные дела.

Возможно, бизнес-руководители и владельцы предприятий стремятся вывести ИТ-подразделения на аутсорсинг (или хотя бы на инсорсинг) именно для того, чтобы повысить степень ответственности ИТ-руководителей, чтобы стимулировать их к более экономному ведению ИТ-хозяйства. Топ-менеджеры бизнеса хотят, чтобы руководители уровня CIO разделили с ними ответственность за успех или неудачу.
Рубрики:  Статус и карьера CIO
Взаимодействие ИТ и бизнеса
Организация ИТ-службы
ИТ-поддержка бизнеса
Управление ИТ-поставщиками и аутсорсингом

Они хотят ЛИДЕРА

Понедельник, 19 Октября 2009 г. 15:34 + в цитатник
Не так давно мне довелось провести круглый стол. Так получилось, что докладчица из кадрового агентства заболела, и мне пришлось прочитать ее презентацию.

Мое особое внимание в ней привлекли следующие данные исследований и выводы из них:

По данным кадрового агентства "Анкор", позиции ИТ-менеджера и руководителя ИТ-департамента по требованиям смещается к позиции СIO. От ИТ-менеджера работодатель ожидает сейчас не только экспертизы в информационных технологиях и управленческого опыта, но и большей ориентации на бизнес.


И вот примеры требований на позиции ИТ-менеджера / руководителя ИТ-департамента:

«Нужен топ-талант, который сможет привнести в компанию что-то новое, драйвер, который готов лидировать и "сдвигать" вещи с места»

«Хотели бы видеть кандидатов с опытом работы в как в ИТ, так и бизнесе»

«Необходимо понимание бизнеса компании (комплексное понимание всех бизнес процессов, коммерческих операций, стратегических задач)»

«Способность продвигать и защищать ценности компании, стратегическое видение, умение общаться с представителями бизнеса»


Аналитики агентства делают такой вывод:
Ожидания работодателей и сложившаяся экономическая ситуация дают возможность соискателям на позиции ИТ-менеджера / руководителя ИТ-департамента повысить свою роль и роль своего подразделения внутри организации.


Вопрос: готовы ли ИТ-менеджеры воспользоваться этим шансом? Хватит ли их для этого?
Рубрики:  Статус и карьера CIO
Взаимодействие ИТ и бизнеса
ИТ как инновации

Роль CIO и вкус халвы

Четверг, 24 Сентября 2009 г. 19:31 + в цитатник
ИТ-руководители любят порассуждать о роли и месте CIO в бизнесе. Они уверены, что бизнес должен уделять ИТ и CIO больше внимания и денег. К сожалению, аналитики подогревают подобные настроения.

Я глубоко убежден, что роль и место ИТ-руководителя и ИТ-службы на отдельно взятом предприятии определяется двумя факторами: во-первых, тем, какое место бизнес отводит информационным технологиям и ИТ-персонам, и во-вторых, лидерскими и менеджерскими качествами, которыми обладает ИТ-руководитель данного предприятия, а также его пониманием ключевых аспектов конкретно взятого бизнеса. Следовательно, разглагольствовать о том, что бизнес должен отводить ИТ более высокую роль, чем сейчас, малопродуктивно: как гласит восточная пословица, сколько ни говори «халва», от этого во рту слаще не станет. На мой взгляд, гораздо важнее добиться формирования слоя «правильных» ИТ-лидеров, ставящих в главу угла интересы предприятия, на котором они работают, и его владельцев, тогда они «отвоюют» для себя достойные роли.

Впрочем, «правильное» лидерство — лишь половина проблемы. Вторая половина упирается в платежеспособный спрос на ИТ со стороны бизнеса. Очень похоже, что подавляющее большинство топ-менеджеров и владельцев бизнеса (по крайней мере, в России не воспринимают ИТ как сколько-нибудь серьезный инструмент управления бизнесом. Зачастую их «осязание» информационных технологий заканчивается набором программ на личном ноутбуке и средствами коммуникации.

На мой взгляд, корень проблем, связанных с формированием спроса бизнеса на ИТ, кроется в мотивации бизнес-руководителей к тому, чтобы внедрять и эффективно использовать ИТ. Да, не всякий руководитель дружит с компьютером, но это дело поправимое: если понадобится - подружится. Осваивают же менеджеры дорогие автомобили, нашпигованные всякими новшествами (те же "Мерседесы" S-класса), значит и ИТ освоят, если захотят.

Мотивация предприятий к тому, чтобы осваивать ИТ, была слаба, пока рынок быстро рос. В самом деле, зачем внедрять инновации, если бизнес растет, как на дрожжах, а деньги и так текут ручьем? Главное - не допустить серьезных финансовых "пробоин" в бизнесе и поддержать его рост, в том числе средствами ИТ.

Сейчас рынок не растет. В такой ситуации могли бы выручить квалификация персонала и передовые методы организации бизнеса, которые позволяют добиваться высоких результатов с низкими издержками, но чтобы внедрять их, сейчас нет денег. В результате полстраны сидит и ждет, когда подорожает нефть, и все возвратится на круги своя. Да, нефть когда-нибудь подорожает. Но смогут ли тогда российские предприятия устоять в конкуренции с западными, издревле заботящимися об эффективности? Это большой вопрос...

Альтернативным, точнее, «искусственным» способом стимулирования спроса бизнеса на ИТ, на мой взгляд, выступают взятки («откаты»). В каком-то смысле взяточничество — это попытка ИТ-поставщиков искусственно стимулировать спрос предприятий на ИТ, пусть и в обход ключевых персон бизнеса. Если бы заинтересованность бизнеса в ИТ была бы выше, взяточничества среди ИТ-директоров было бы меньше.

Как бы там ни было, я ни в коей мере не хочу оправдывать при этом взяточников - пусть они получат то, что заслуживают. Тем не менее, еще раз подчеркну: проблема взяточничества в сфере ИТ далеко не однозначна, и причина ее - не только в продажности некоторых ИТ-руководителей.

Здравомыслящие бизнес-руководители убеждены, что будущее — за здравым, прагматичным использованием ИТ: нужно использовать их (следовательно, и инвестировать в них) ровно настолько, насколько серьезно эти технологии повлияют на доходы предприятия, его руководства и владельцев. Но тут есть еще одна проблема: во многих компаниях влияние ИТ на бизнес оценивается весьма и весьма поверхностно, следовательно, и эффект от реального влияния может серьезно расходиться с предварительными оценками.

Проблема формирования спроса бизнеса на ИТ еще и в том, что сейчас в России нет авторитетных и относительно независимых источников (журналов или иных источников), из которых топ-менеджеры и владельцы бизнеса (которые, кстати, практически не читают ИТ-издания, не посещают сайты и мероприятия, посвященные возможностям ИТ) могли бы регулярно узнавать о пользе, которую могут им принести информационные технологии. Я регулярно общаюсь с с коллегами из бизнес-прессы. Похоже, перемен пока ждать не приходится.
Рубрики:  Статус и карьера CIO
Взаимодействие ИТ и бизнеса
Эффективность ИТ
ИТ-поддержка бизнеса

Чтобы карьера CIO не закончилась

Четверг, 24 Сентября 2009 г. 18:31 + в цитатник
Одна из шутливых расшифровок аббревиаторы CIO такова: Career Is Over ("карьера окончена"). Как говорится, в любой шутке есть доля шутки. Увы, нередко ИТ-руководители начинают сетовать о том, что, достигнув определенного уровня карьеры, они перестают видеть возможности для ее продолжения.

По моим наблюдениям, должность CIO становится тупиком не для всех, а в первую очередь для тех, кого технологии интересуют больше, чем люди и управление ими, кто навсегда остается в душе сисадмином (пусть и суперского уровня) и только сисадмином, но не становится менеджером, которому неинтересы бизнес и решение масштабных задач, затрагивающих судьбу предприятия.

Кстати, проблема тупика в карьере - это не чисто российская проблема, она свойственна многим странам (http://www.osp.ru/cio/2008/10/5467327/).

Но эта проблема не является фатальной. Я знаю немало примеров российских CIO, которые перешли на бизнес-должности топ-менеджеров: Сергей Асланян (был ИТ-директором в МТС, сейчас возглавляет "Ситроникс"), Андрей Володин (был ИТ-директором "Евросети", сейчас возглавляет различные ИТ-компании), Михаил Эренбург (был ИТ-директором "Русала", сейчас возглавляет "Астерос") и др.

Считаю, что самая большая проблема для технического специалиста, назначенного на менеджерскую должность, - отсутствие "гуманитарных" навыков, прежде всего,в различных областях менеджмента: управления людьми, процессами, проектами, финансами, материальными ресурсами, активами и пр. Эти знания можно получить, если есть желание и решимость их освоить. Хуже всего, когда этого желания у человека нет, тогда ситуация становится тупиковой.

Допустим, ИТ-специалист прошел менеджерскую подготовку, получил дополнительное образование, обладает необходимыми навыками. Тем не менее, бизнес-руководители зачастую продолжают воспринимать его как технического специалиста. Что необходимо предпринимать в такой ситуации, чтобы карьера не зашла в тупик?

В первую очередь необходимо находить возможности, чтобы больше общаться с топ-менеджерами и другими влиятельными персонами внутри компании или организации. Как я выяснил, успешные ИТ-руководители тратят примерно половину, а то и больше своего рабочего времени на общение с бизнес-руководителями.

Также нужно больше интересоваться бизнесом, вникать в то, что происходит на предприятии, какие планы, задачи и интересы (в том числе "шкурные" ) имеют наиболее влиятельные персоны компании. С одной стороны, надо вникать в тонкости бизнеса и детали деятельности предприятия, с другой - в систему отношений между персонами-лидерами. Тогда ИТ-руководителю будет легче найти себе достойное место под солнцем внутри предприятия.

И еще: ИТ-менеджеру или недавно назначенному ИТ-руководителю не следует думать, что ему будет легко войти в круг персон-лидеров, самых влиятельных людей предприятия. Специфика лидерства такова, что лидерство, как правило, не ДАЕТСЯ, оно БЕРЕТСЯ - нужно прорываться в лидеры, поскольку те, кто ими уже стал, хотят быть выше всех и отнюдь не горят желанием видеть рядом с собой еще одного равного себе. В общем, нужно быть готовым если не к борьбе, то к определенному прессингу со стороны других лидеров.
Рубрики:  Статус и карьера CIO
Взаимодействие ИТ и бизнеса

Цена ошибки сейчас может оказаться высокой

Среда, 11 Февраля 2009 г. 00:31 + в цитатник


ИТ-руководители предприятий в один голос заявляют о том, что цена ошибки при осуществлении каких-либо закупок сегодня, в период кризиса существенно возрастает.

Это легко объяснимо. Предприятия практически всех отраслей сейчас испытывают острую нехватку финансирования. В подобных условиях бизнес будет вести себя скорее не как рачительный, дальновидный хозяин, а как скряга, скурпулезно оценивающий любые расходы и болезненно воспринимающий даже мелкие просчеты, приведшие к тому, что данные, конкретные инвестиции (пусть даже небольшие) не окупились. Тем более сильное разочарование бизнес (точнее, топ-менеджеры) испытают, когда узнают о том, что сделанные затраты ни к чему не привели, потому что менеджер, который рекомендовал произвести закупку, ошибся, и теперь необходимо выложить дополнительную сумму на «правильное» приобретение.

Если решение касается ИТ или услуг в этой области, то для ИТ-директора (даже если решение принимал не он, а кто-то из его подчиненных) последствия наверняка будут, причем, очевидно, неприятные. В лучшем случае все закончится вызовом «на ковер» к начальству и разговором с руководством на повышенных тонах. Худшим исходом в период кризиса может стать увольнение ИТ-руководителя. Согласитесь,

Начальство вряд ли устроят объяснения относительно того, что технологии новые, незнакомые или что коварный ИТ-поставщик «развел» на ненужные траты или вовсе нарушил контракт. Какими ни были бы причины ошибки, в любом случае отвечать придется ИТ-директору.

Означает ли это, что на время кризиса ИТ-директору стоит вообще отказаться от приобретений технологий и услуг? Как говорится, волков бояться – в лес не ходить. Да и вряд ли получится полностью обойтись без новых контрактов или продления имеющихся.

Чтобы избежать серьезных ошибок при закупках ИТ, необходима хорошо поставленная «разведка» - технологическая, экономическая и юридическая, причем желательно, чтобы она велась заблаговременно, задолго до начала кризиса.

Необходима технологическая "разведка" - сбор и анализ информации о новых технологиях и решениях, их клиентах, опыте использования (особенно в той отрасли, в которой работает данное предприятие), их эффекте для бизнеса. Весьма желательно было задолго до кризиса оценить возможности технологий и их потенциал при использовании на данном предприятии.

Необходима также экономическая "разведка" - сбор и анализ сведений о поставщиках технологий и их партнерах и ключевых клиентах (российских и международных; особенно важно обращать пристальное внимание на референтных клиентов, определив для себя степень доверия к ним), их структуре собственности, финансовом положении, особенностях организации работы в клиентами как до, так и после заключения контрактов и пр. Очень важно понять, планируется ли у поставщика или его партнера, с которым, возможно, предстоит работать, смена собственника или бизнес-стратегии. Также очень важно узнать, какие ключевые специалисты поставщика или партнера обладают высокой компетенцией и каковы перспективы привлечения их работе с данным предприятием.

Наконец, нужна и юридическая "разведка" - сбор и анализ информации об особенностях заключения контрактов, подобных тому, что планируется заключить, особенностях контрактов предполагаемых поставщиков, их клиентов, возможных юридических и фактических последствиях контрактов, потенциальных санкций и пр. Определенную помочь в оценке юридических рисков наверняка смогут оказать и штатные юристы предприятия. Если их нет, желательно проконсультироваться хотя бы с коллегами-менеджерами, отвечающими за закупки.

Очевидно, что поскольку цена выбора высока, а решение по выбору нужно принимать быстро, опираться придется в первую очередь на собственный опыт ИТ-руководителя и его подразделения. Если речь идет о приобретении систем, имеющих конкретного заказчика со стороны бизнеса, желательно постараться сделать так, чтобы он разделил с ИТ-руководителем ответственность за приобретение. По крайней мере, необходимо заручиться его поддержкой - союзников никогда не бывает много.

Рубрики:  Взаимодействие ИТ и бизнеса
Управление ИТ-поставщиками и аутсорсингом
Нормативно-правовые аспекты

CIO в клубах

Понедельник, 09 Февраля 2009 г. 23:27 + в цитатник


Российское движение клубов ИТ-директоров и CIO постепенно набирает обороты. На сегодняшний день мне известны следующие территориальные клубы и объединения:

  1. Российский Союз ИТ-Директоров (СоДИТ)
  2. Клуб топ-менеджеров 4CIO.Ru - старейшее объединение ИТ-директоров в России
  3. Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров (SPb CIO Club)
  4. Клуб ИТ-директоров, г. Новосибирск
  5. Клуб ИТ-директоров Юга России
  6. Алтайский клуб ИТ-директоров
  7. Клуб ИТ-директоров Удмуртской республики (Udm CIO Club)
  8. Нижегородский клуб ИТ-директоров CIO.NN
  9. Клуб ИТ-директоров Калининградского региона
  10. Клуб IT-директоров Урала
  11. Клуб ИТ-директоров Иркутска
  12. Пермский CIO-клуб
  13. Клуб ИТ-директоров Саратовской области


Кстати, у "соседей" есть собственное объединение - Сообщество ИТ-директоров Украины.

Появление множества клубов закономерно не только потому, что такая форма общения ИТ-руководителей становится популярной, но и потому, что они дифференцируют сообщества ИТ-менеджеров, объединенные различными идеями и интересами.

Так, представителей независимых от поставщиков региональных клубов в первую очередь интересуют внедрение и использование различных ИТ на предприятиях, управление ИТ-подразделениями, взаимодействие с топ-менеджерами и владельцами бизнеса, а также выстраивание отношений с поставщиками технологий и услуг (в первую очередь с локальными). Последнее из перечисленных направлений особенно интересно для ИТ-рынка: объединяясь в клубы, ИТ-руководители получают возможность анализировать положительные и отрицательные результаты работы с вендорами, интеграторами и ИТ-консультантами, а также формировать скоординированную политику взаимодействия с ними. Благодаря созданию СоДИТ региональные ИТ-руководители пытаются решать проблемы, требующие совместных усилий и координации действий в рамках российского экономического пространства.

В некоторых региональных клубах имеются отраслевые секции. Примечательно, что объединение ИТ-руководителей в клубы по отраслевому признаку идет медленно. Единственная подобная организация, о которой я знаю, - Клуб CIO металлургии, который возник и действует под эгидой компании "Оптима".

ИТ-руководители крупных предприятий собираются на заседания собственного клуба, некоторые из них также принимают активное участие в региональных. Членов этого клуба отличают высокий статус в ИТ-сообществе (благодаря которому ИТ-поставщики вынуждены выстраивать сильно персонифицированные отношения с их организациями), гораздо более высокий интерес к управленческим аспектам деятельности (как правило, чем крупнее организация, тем больше времени ИТ-руководитель тратит на взаимодействие с руководством, поставщиками и на управление ИТ-службой), а также значительно более высокая загрузка, препятствующая их активной работе в сообществах ИТ-менеджеров (на это часто просто не хватает времени).

Для крупных ИТ-поставщиков созданные ими клубы CIO — часть общей программы взаимодействия с заказчиками: «карманные» клубы представляют собой эффективный канал воздействия на ключевых клиентов, повышения их лояльности и получения от них обратной связи. Такие клубы тоже нужны ИТ-руководителям, они позволяют не только познакомиться с новыми предложениями поставщиков и передать им свои требования и пожелания, но также узнать об опыте коллег по налаживанию взаимодействия с этими поставщиками. Иногда вендоры приглашают на заседания авторитетных экспертов, оплачивая им дорогу и выступления. Узнать их мнение бывает весьма полезно. Об одном таком объединении - Клубе CIO металлургии - я уже сказал. Еще одно известное мне - CIO-Академия, проект компании"АйТи".

Если уважаемым читателям известны иные клубы и объединения ИТ-директоров и CIO, пожалуйста, сообщите, буду весьма признателен за информацию.

    Рубрики:  Сообщество ИТ-руководителей

    Будущее ИТ-проектов

    Четверг, 05 Февраля 2009 г. 19:04 + в цитатник
    Ближайшие месяцы наверняка станут ледниковым периодом ИТ-проектов. Бизнес сейчас не ломает голову над тем, как развивать свои информационные системы, у него сейчас иные заботы. Чтобы выжить в условиях стремительного сокращения финансирования, ИТ-руководители применяют разную
    тактику, и отказ от выполнения части проектов - одно из ее направлений.

    Как бы там ни было, когда-нибудь кризис закончится. Что будет с ИТ-проектами? Какие проекты к тому времени понадобятся? Ответ на этот вопрос будет сильно зависеть от того, насколько сильно изменится стратегия бизнеса конкретного предприятия или организации.

    Рассмотрим несколько сценариев.

    1. Самый пессимистичный. Компания или организация "приказала долго жить". Ну что тут сказать? Перефразируя известное высказывание, нет организации - нет проблемы с ИТ-поддержкой ее бизнеса.

    2. Умеренно пессимистичный - поглощение. УЖе очень скоро активизируются процессы скупки и слияния компаний: инвесторы и более сильные игроки будут приобретать в первую очередь тех, кто чувствует себя на рынке заметно менее уверенно, чем лидеры. На предприятиях, которые постигнет участь быть поглощенными, могут начаться начаты проекты консолидации информации (в первую очередь о финансовых и материальных потоках) с целью доставки ее в новым владельцам, интеграции с информационными системами компании-"хозяина", а также замены информационных систем (включая ERP). Дальнейшая судьба ИТ на предприятии будет сильно зависеть от роли, которую новый владелец отведет предприятию и ИТ-поддержке его бизнеса.

    3. Умеренно оптимистичный - развитие в новых условиях. Допустим, предприятие выжило. Часть проектов, намечавшихся до кризиса, может быть возобновлено. Но наверняка прежде чем такое решение будет принято, потребуется ревизия прежних планов, после которой портфель первоочередных проектов сильно изменится. Во-первых, потому что к тому времени, когда кризис завершится, изменятся условия на стратегически важных для данного предприятия рынках. Во-вторых, вполне возможно, руководство коренным образом изменит свои взгляды на стратегию и модель бизнеса, в результате чего после окончания кризиса потребуются совсем иные проекты, нежели те, что намечались ранее.

    4. Самый оптимистичный - предприятие пойдет на решительный рывок. Допустим, предприятие не только выживет, но и почувствует в себе силы (или амбиции) кардинальным образом упрочить свое положение на рынке или выйти на новый рынок в качестве нового ключевого игрока. В этом случае предприятию понадобится не просто новый портфель проектов. Скорее всего, потребуется портфель инновационных проектов.
    Рубрики:  Взаимодействие ИТ и бизнеса
    Управление проектами и орг. изменениями
    ИТ-поддержка бизнеса
    ИТ как инновации

    В поисках нового баланса

    Среда, 04 Февраля 2009 г. 18:55 + в цитатник
    В период кризиса ИТ-отрасль в значительной степени является заложницей мировой экономики: она едва ли "поднимется" раньше, чем ее ключевые сектора. Когда поднимется мировая экономика?

    Прежняя экономическая система породила четкое разделение территорий на центры производства и центры потребления. Развитые страны стали в первую очередь центрами потребления. Производство все больше перемещается в развивающиеся страны. Такое разделение породило один из главных дисбалансов, приведших к кризису: рынки, которые занимались производством промышленной продукции, сами потребляли непропорционально мало (поскольку деньги от реализации продукции уходили в центры потребления), зато рынки, которые производили мало, получали регулярную подпитку, которая позволяла не только сохранять, но и увеличивать потребление. В результате "разность потенциалов" в финансовом наполнении центров производства и потребления росла, пока не дошла до критической черты.

    Чтобы снизить остроту кризисных проблем, необходимо, чтобы часть финансовых активов в центрах потребления обесценилась (обнулилась), другая часть перетекла в центры производства. Как скоро это может произойти? Положа руку на сердце, не рассчитываю на скорое преодоление этого дисбаланса. Вероятно, пройдет от полугода до года, прежде чем центры потребления свыкнутся с тем, что им придется меньше потреблять, а финансовые ресурсы попадут в те регионы, где производится продукция.

    Почему я веду речь только о производителях продукции, а не услуг? Все просто - наш мир материален, и в конце концов реальную ценность всегда будут иметь реальные предметы (ресурсы, товары и пр.). То, что это именно так, доказал еще не стершийся из памяти бум Internet-компаний: поставщики технологий тогда пытались убедить бизнес в том, что электронная коммерция настолько сильно изменит экономику, что придется кардинально пересмотреть всю систему отношений и взаимосвязей на рынке вплоть до ее основ, например, теории добавленной стоимости. Как видим, кардинальных изменений не произошло. Другое дело, что чем дальше, тем больше продажа материальных ресурсов будет осуществляться в рамках продаж услуг. Но, на мой взгляд, такая постановка вопроса не меняет ключевые основы экономики. Иными становятся модели бизнеса.

    Кстати, вполне допускаю, что кризис - наименьшее из зол, которое возможно как средство преодоления дисбаланса. БОльшим злом были бы мировые войны за перераспределение ресурсов и центров потребления и производства. Прочем, вполне допускаю, что нас еще ждут глобальные экономические войны. Едва ли их удастся избежать, учитывая, что нынешняя глобальная экономика никогда не имела четкого управления, а в период кризиса управление ею и вовсе ослабевает.
    Рубрики:  События и комментарии

    Начало испытаний

    Вторник, 13 Января 2009 г. 18:18 + в цитатник
    Нынешний год начался с серьезных испытаний - всем придется выдержать проверку на прочность в условиях кризиса. В отличие от кризиса 10-летней давности нынешний носит глобальный характер.

    На мой взгляд, кризис в значительной степени обусловлен, во-первых, сильной географической взаимозависимостью, "глобальностью" мировой экономики, во-вторых, с накопившимся до критической черты дисбалансом спроса и потребления как по регионам, так и по отраслям и секторам экономики, и в третьих, в фактическом отсутствии серьезных инструментов регулирования этого баланса.

    Проще говоря, глобальная экономика являет собой слабо регулируемую систему, накопившийся дисбаланс в которой привел ее в неустойчивое состояние. Оказавшись в нем, система начала дрейфовать в поисках нового баланса, который сможет обеспечить ей устойчивость.

    С точки зрения географии дисбаланс сосредоточен в первую очередь на территории США, с отраслевой точки зрения - в финансовом секторе. Именно там скопилось неоправданно большое количество денег и финансовых инструментов. Вероятно, новое устойчивое состояние мировой экономики будет достигнуто, когда этот избыток перетечет в другие сектора и в другие географические регионы.

    Сколько времени для этого потребуется? Вопрос, конечно, интересный. Хотелось бы, чтобы уже через полгода начался подъем. Но не уверен, что мировая экономика нащупает новый баланс в течение ближайшего полугода. С другой стороны, это вполне возможно, правда, цена за быстроту перемен может оказаться слишком высокой для многих компаний: кризис может завершиться быстро, но процесс изменений при этом будет весьма и весьма болезненным. И неизвестно, что хуже: кризис долгий, но "мягкий", или короткий, но очень "жесткий".

    Что делать ИТ-руководителям? Во-первых, не паниковать. От паники заклинит мозги, но пользы не будет. Во-вторых, надо понять, какую стратегию и тактику выживания в нынешних условиях выбрало руководство компании или организации, и исходя из этого, выбрать план собственных действий и программу действий ИТ-подразделения. Желательно, чтобы антикризисная бизнес-стратегия и антикризисная ИТ-стратегия были не просто скоординированными, но чтобы бизнес-руководство приняло активное участие в выработке антикризисной ИТ-стратегии, это поможет поддержать доверие к ИТ со стороны бизнеса и избежать необдуманных шагов в отношении ИТ, способных привести к серьезным последствиям.

    Вот еще некоторые советы и оценки:

    Сейчас нужно, с одной стороны, формировать объективные и в то же время благоприятные ожидания руководства в отношении ИТ, с другой — быть готовым соответствовать любым ожиданиям бизнеса.

    Дальновидные ИТ-руководители должны предложить интересные идеи своим топ-менеджерам и владельцам бизнеса, многие из которых готовы хвататься в этот сложный период за любую соломинку.

    Сильнее всего ощутили влияние кризиса те, кто был теснее других связан с мировой экономикой. Одними из первых приняли на себя удар ИТ-подразделения.

    В условиях кризиса и обострения конкуренции вклад службы информационной безопасности в процесс управления рисками увеличивается, поэтому она должна стать самостоятельной структурной единицей и подчиняться одному из первых лиц компании.

    Рубрики:  События и комментарии

    Дневник Mike_Z

    Понедельник, 12 Января 2009 г. 23:48 + в цитатник
    Блог ведет Михаил Зырянов, главный редактор журнала "Директор информационной службы" (CIO.RU). Блог посвящен актуальным проблемам ИТ-управления.
     (465x699, 207Kb)


    Поиск сообщений в Mike_Z
    Страницы: [1] Календарь