Одна из шутливых расшифровок аббревиаторы CIO такова: Career Is Over ("карьера окончена"). Как говорится, в любой шутке есть доля шутки. Увы, нередко ИТ-руководители начинают сетовать о том, что, достигнув определенного уровня карьеры, они перестают видеть возможности для ее продолжения.
По моим наблюдениям, должность CIO становится тупиком не для всех, а в первую очередь для тех, кого технологии интересуют больше, чем люди и управление ими, кто навсегда остается в душе сисадмином (пусть и суперского уровня) и только сисадмином, но не становится менеджером, которому неинтересы бизнес и решение масштабных задач, затрагивающих судьбу предприятия.
Кстати, проблема тупика в карьере - это не чисто российская проблема, она свойственна многим странам (
http://www.osp.ru/cio/2008/10/5467327/).
Но эта проблема не является фатальной. Я знаю немало примеров российских CIO, которые перешли на бизнес-должности топ-менеджеров: Сергей Асланян (был ИТ-директором в МТС, сейчас возглавляет "Ситроникс"), Андрей Володин (был ИТ-директором "Евросети", сейчас возглавляет различные ИТ-компании), Михаил Эренбург (был ИТ-директором "Русала", сейчас возглавляет "Астерос") и др.
Считаю, что самая большая проблема для технического специалиста, назначенного на менеджерскую должность, - отсутствие "гуманитарных" навыков, прежде всего,в различных областях менеджмента: управления людьми, процессами, проектами, финансами, материальными ресурсами, активами и пр. Эти знания можно получить, если есть желание и решимость их освоить. Хуже всего, когда этого желания у человека нет, тогда ситуация становится тупиковой.
Допустим, ИТ-специалист прошел менеджерскую подготовку, получил дополнительное образование, обладает необходимыми навыками. Тем не менее, бизнес-руководители зачастую продолжают воспринимать его как технического специалиста. Что необходимо предпринимать в такой ситуации, чтобы карьера не зашла в тупик?
В первую очередь необходимо находить возможности, чтобы больше общаться с топ-менеджерами и другими влиятельными персонами внутри компании или организации. Как я выяснил, успешные ИТ-руководители тратят примерно половину, а то и больше своего рабочего времени на общение с бизнес-руководителями.
Также нужно больше интересоваться бизнесом, вникать в то, что происходит на предприятии, какие планы, задачи и интересы (в том числе "шкурные" ) имеют наиболее влиятельные персоны компании. С одной стороны, надо вникать в тонкости бизнеса и детали деятельности предприятия, с другой - в систему отношений между персонами-лидерами. Тогда ИТ-руководителю будет легче найти себе достойное место под солнцем внутри предприятия.
И еще: ИТ-менеджеру или недавно назначенному ИТ-руководителю не следует думать, что ему будет легко войти в круг персон-лидеров, самых влиятельных людей предприятия. Специфика лидерства такова, что лидерство, как правило, не ДАЕТСЯ, оно БЕРЕТСЯ - нужно прорываться в лидеры, поскольку те, кто ими уже стал, хотят быть выше всех и отнюдь не горят желанием видеть рядом с собой еще одного равного себе. В общем, нужно быть готовым если не к борьбе, то к определенному прессингу со стороны других лидеров.